B2B-маркетинг и его особенности

Эффективный B2B-маркетинг — сложная задача. Между творческими требованиями, бюджетными ограничениями и решениями по каналам маркетологам приходится жонглировать множеством инструментов при разработке своей маркетинговой стратегии. Однако самый серьезный фактор, который определяет эффективность маркетинга — целевая аудитория бизнеса. Важно понимать, с какими компаниями вы работаете, в чем их проблемы, как их решит ваш продукт. Подробнее — в материале экспертов агентства комплексного маркетинга Exiterra.

Что такое маркетинговая стратегия B2B?

Маркетинговая стратегия в B2B (от англ. business-to-business — «бизнес для бизнеса»)— это план для охвата определенной целевой группы и превращения её в клиентов своих продуктов или услуг. 

B2B-маркетинг  — это процесс продвижения товаров и услуг для других компаний. В отличие от B2C-маркетинга, где целевая аудитория — конечный потребитель, B2B-маркетинг ориентирован на корпоративных клиентов, включая организации, предприятия и других бизнес-партнёров.

Хорошая маркетинговая стратегия вращается вокруг самой основы компании: ее основных ценностей, позиционирования бренда, целевого рынка и целевой группы.

Компании, ориентированные на маркетинг, ставят свою маркетинговую стратегию на один уровень со стратегическими целями бизнеса. В таких компаниях все другие стратегии — продаж, цифровизации, выхода на рынок, НИОКР и тому подобное, — вытекают из маркетинговой стратегии.

Ключевое преимущество маркетинговой стратегии в том, что она помогает достигать бизнес-целей, увеличивать доход компании, привлекать новых покупателей. В этом плане стратегические решения B2B аналогичны B2C. Однако между этими направлениями бизнеса есть существенные различия, которые определяют подходы к стратегии:

ХарактеристикаМаркетинг в сфере B2BМаркетинг в сфере B2C
Цель маркетингаОправдать окупаемость инвестиций, продемонстрировать экспертизу брендаЗакрыть текущую потребность клиента с помощью выгодного для него предложения

Мотивация покупки

 

Рациональный подход к выбору решения, снижение финансовых и репутационных рисковЭмоциональное и зачастую спонтанное желание покупки
Процесс покупкиПокупатели предпочитают работать с менеджерами по работе с клиентами. От выбора продукта до покупки проходит несколько этапов согласований.Клиенты совершают покупки быстро и напрямую у компании, например, с помощью онлайн-каталога.
Цель покупки

Закрыть проблему бизнеса в долгосрочной перспективе.

 

Устранить текущую проблему. Долгосрочные отношения возможны, но необязательны..

Как разработать маркетинговую стратегию в B2B

Стратегия маркетинга в B2B компаниях всегда выводится из более общей картины. Отдельные аспекты работы по стратегии излагаются в маркетинговой тактике и конкретизируются в маркетинговом плане.

Можно выделить 6 ключевых шагов по созданию маркетинговой стратегии в B2B:

Определите маркетинговые цели

Маркетинговые цели вытекают из цели компании. Все маркетинговые цели должны способствовать достижению более масштабной задаче — достичь успеха на определенном рынке B2B.

Проанализируйте текущую бизнес-ситуацию

Вы можете создать свою стратегию с нуля или обновить текущую. В любом случае вам необходимо проанализировать текущее состояние ваших каналов и инструментов, чтобы понять, какие решения для продвижения продукта будут максимально эффективными.

Определите группу лиц, которые принимают решения

Компания сама по себе — это не целевая группа. Как правило, на промышленных рынках решения принимают несколько человек с разными ролями. Поэтому критически важно определить нужную цепочку, с которой будут работать маркетологи и менеджеры по продажам.

Опишите путь клиента

Путь клиента — это цепочка взаимодействий с брендом от первоначальной заинтересованности в продукте до превращения в лояльного покупателя. Карта клиентского пути — ядро вашей стратегии, которое отвечает на вопрос «Как бренду нацелиться на клиентов на каждом этапе воронки?»

Создайте свой маркетинговый план B2B

Сам маркетинговый план отражает первые 4 шага. Это всеобъемлющая, действенная схема, которая описывает детали того, как обращаться к целевой группе. Каналы и контент сопоставляются с путем клиента. С помощью плана вы фокусируетесь на том, как донести до покупателей ваше УТП.

Сделайте свои результаты измеримыми

Маркетинговый контроль – это необходимость. Современный цифровой маркетинг основан на KPI и больших данных. Этот последний шаг вашей маркетинговой стратегии закрывает цикл вашего анализа и делает действия измеримыми.

Какие инструменты применять в B2B-маркетинге

Инструменты B2B-маркетинга — это комплекс решений, которые применяют в зависимости от масштабов бизнеса и его специфики. Так, крупные предприятия могут использовать самый широкий спектр инструментов — от CRM- и контент-маркетинга до крупномасштабных и дорогих рекламных кампаний. Малый и средний бизнес обычно фокусируется на SEO, рассылках и работе с социальными сетями.

  1. CRM. Этот инструмент помогает в маркетинге, который направлен на действующую базу и потенциальных покупателей. С помощью CRM  бренд может поддерживать постоянную коммуникацию с клиентами, последовательно перемещать их по воронке продаж.
  2. Таргетированная реклама. Таргетинг сегодня доступен на разных платформах: в социальных сетях, мессенджерах, поисковых системах, на сайтах. Для настройки таргетированной рекламы необходимы соответствующие компетенции, чтобы не слить маркетинговый бюджет.
  3. SEO. С помощью поисковой оптимизации компания улучшает технические возможности своего сайта, а также его содержимое. SEO помогает сделать компанию более заметной в интернете и привлечь целевой трафик на сайт.
  4. Рассылки. Помогают поддерживать коммуникацию с клиентами за счет полезного и качественного контента. Кроме того, рассылки позволяют оптимизировать маркетинговые кампании за счет обратной связи от покупателей.
  5. Контент-маркетинг. Одно из самых масштабных направлений маркетинга. Оно предусматривает создание контента как для сайта компании, так и для площадок, на которых присутствует целевая аудитория. С помощью контент-маркетинга бренд раскрывает подробную информацию о своем продукте, объясняет, как он решает проблемы клиентов, снимает возражения.
  6. SMM. Маркетинг в соцсетях включает в себя исследование аудитории, разработку контент-плана, способы продвижения продукта на выбранных платформах. Грамотный SMM помогает превратить бизнес-сообщество в полноценный канал продаж.

Маркетинг не будет эффективным, если вы не будете помнить о своей целевой аудитории. А никакая другая аудитория не является столь изменчивой и критичной, как корпоративные клиенты. Ваш маркетинг должен сообщать, как ваш бизнес может помочь им в долгосрочной перспективе.

Последние публикации автора


Продажи игрушек Лабубу на Wildberries в 2025 году превысили 1,5 млрд рублей

Лабубу — новый тренд 2025 года: продажи на Wildberries бьют рекорды.

Аналитики Wildberries & Russ сообщают, что с начала 2025 года продажи товаров с персонажем Лабубу составили более 1,5 млрд рублей. Основной рост пришелся на май, когда спрос резко увеличился. Хотя товары с Лабубу появились на Wildberries еще в июле 2024 года, настоящий бум начался в мае 2025-го: продажи выросли на 4700% по сравнению с апрелем, дости... Читать 1 мин.

Продажи игрушек Лабубу на Wildberries в 2025 году превысили 1,5 млрд рублей

Банки маркетплейсов: стоит ли доверять свои сбережения Wildberries и Ozon

Насколько можно доверять банкам маркетплейсов.

Крупнейшие российские маркетплейсы Wildberries и Ozon давно переросли статус просто интернет-магазинов, создав собственные финансовые экосистемы. Обе платформы запустили банковские услуги, но насколько они надежны для хранения сбережений? Wildberries Банк пока ограничивается обслуживанием платежей внутри маркетплейса. Хотя обсуждается выпуск банковской ... Читать 1 мин.

Банки маркетплейсов: стоит ли доверять свои сбережения Wildberries и Ozon

Двойные проверки для социального бизнеса останутся в прошлом

Социальные предприниматели Ленинградской области вскоре избавятся от избыточной бюрократии.

Вопрос упрощения отчетности обсуждался на заседании Общественного совета при УФНС региона с участием представителей налоговой службы, областного правительства, ФАБА и участников СВО. Сейчас бизнес вынужден дублировать документы: отчеты подаются и в фонд поддержки предпринимательства, и в ФНС, которая иногда проводит дополнительные проверки. Елена Тужилк... Читать 1 мин.

Двойные проверки для социального бизнеса останутся в прошлом

Wildberries тестирует доставку готовых блюд из ресторанов

Wildberries запускает пилотный проект по экспресс-доставке готовой еды из ресторанов и кафе.

Совместный проект Wildberries и Russ предполагает доставку блюд, приготовленных и привезенных партнерами в течение часа. Первым участником программы стал сервис «Dostaевский», работающий в формате dark kitchen (кухня без зала, ориентированная только на доставку). На маркетплейсе будет доступно всё меню сервиса — более 450 позиций. Изначально услуга появ... Читать 1 мин.

Wildberries тестирует доставку готовых блюд из ресторанов

Игрушечная империя: как «сумасшедшая» идея породила глобальный феномен Labubu и бизнес на $45 млрд

Рождение вселенной Labubu: От эскиза художника до мирового символа.

Labubu появилась в 2015 году благодаря воображению гонконгского иллюстратора Касинга Луна, выросшего в Нидерландах. Вдохновляясь скандинавскими мифами, он создал серию книг «The Monsters», где Labubu — озорной, но добрый эльф с острыми зубами, обитающий в загадочном лесу. Дизайн персонажа стал гениальным противоречием: огромные глаза и мягкое тело сочет... Читать 2 мин.

Игрушечная империя: как «сумасшедшая» идея породила глобальный феномен Labubu и бизнес на $45 млрд
Заровнятных Ольга
Заровнятных Ольга
19.06.2025
Данон возвращается в строй
Новый владелец бывших активов Danone планирует инвестировать ₽100 млрд в их развитие до 20...
Кондауров Олег
Кондауров Олег
17.07.2025
Игрушечная империя: как «сумасшедшая» идея породила глобальный феномен Labubu и бизнес на $45 млрд
Рождение вселенной Labubu: От эскиза художника до мирового символа.
Заровнятных Ольга
Заровнятных Ольга
19.06.2025
Домодедово в доход государства: национализация аэропорта
Конфискация Домодедово
Соболева Галина
Пресс-служба Сочинского мясокомбината
17.07.2025
О качестве мясной продукции Сочинского мясокомбината
В Статье "Фонд «Закон и здоровье» берет под контроль ситуацию с использованием «мясно...
Кондауров Олег
Кондауров Олег
16.07.2025
Госдума приняла закон о поэтапном введении цифрового рубля с 1 сентября 2026 года
Госдума одобрила закон о постепенном внедрении цифрового рубля и единого QR-кода для расче...
Кондауров Олег
Кондауров Олег
11.07.2025
Bitcoin установил новый максимум, прибавив 2,7% за сутки
Биткоин обновил исторический рекорд, приблизившись к $112 000.